Информация про венчание в церкви
Венчание имеет глубочайшее духовное значение.
Обряд венчания это одно из основных таинств в православной церкви и одно из самых значительных событий в жизни любого человека, это очищение и полное сознание передачи себя, своих желаний и прежней жизни под власть другого человека, освященное церковью.
И это распространяется не только на жену, которая согласно религиозного учения "да убоится мужа своего", но и для мужа, который становится духовной опорой своей семьи, "муж есть глава жены".
В таинстве
церковного брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благословение Божие для супружеского счастья и для рождения, христианского воспитания детей.
Оба супруга должны сохранять брак, не допускать, чтобы ежедневные, суетные страсти разрушили духовную основу брака - любовь.
В наше время
церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому
венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак в ЗАГСе.
Венчание совершается в
церкви в присутствии родных и друзей новобрачных.
Отсутствие родительского благословения на
венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства. Обряд может совершать только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением. Не принято, чтобы таинство брака совершал священнослужитель, принявший монашеские обеты.
Церемония венчания в церкви
Торжественная
церемония церковного бракосочетания состоит из обручения,
венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. В прошлом обручение и
венчание были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.
На обручении невеста должна быть в белом платье, но допускается платье голубых, розовых, бежевых или других светлых тонов, кроме фиолетовых. Платье должно быть ниже колен. Если платье без рукавов, то надеваются длинные перчатки. Если платье имеет глубокий вырез или оставляет открытыми плечи, то его дополняют накидкой, шарфом или вуалью. Голова невесты должна быть покрыта фатой, шляпкой или покрывалом. Жених прибывает на обручение в строгом темном костюме без головного убора.
В притворе храма обручающиеся стоят отдельно: жених - справа, невеста - слева. Церемония начинается с выхода священника из алтаря и выноса Креста и Евангелия. Священник епитрахилью (широкая расшитая лента, надеваемая спереди поверх подризника или рясы) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых рядом.
После этого священник трижды благословляет жениха и невесту, произнося: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Жених и невеста на каждое благословение осеняют себя крестным знамением. Затем священник вручает им зажженные свечи, которые символизируют святость брака. Свечи должны гореть на протяжение всей
церемонии бракосочетания, а затем будут храниться супругами всю жизнь, поэтому они должны быть большого размера. Традиционно свечи держат рукой, прикрытой белым платком.
Жениха и невесту с зажженными свечами Священник вводит внутрь храма, где будет совершаться обручение. Согласно каноническим правилам, священнодействие начинается с великой ектении - молитвословия, содержащего прошения о спасении жениха и невесты, о ниспослании им совершенной любви, о даровании им детей и т.п. Затем следуют соответствующие молитвы священника, восхваляющие Бога и испрашивающие Его благословения на брачный союз.
После этого священник берет кольцо жениха и трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божей (имя невесты)", каждый раз творя крестное знамение над головой жениха, и надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Затем берет кольцо невесты и трижды произносит: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя жениха)", осеняя крестным знамением голову невесты, и надевает ей кольцо. Затем жених и невеста, в знак того, что отныне они неразлучны, трижды меняются кольцами. Обмен кольцами может производить и сам священник.
После совершения обручения под пение "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" священник вводит жениха и невесту в центральную часть храма и ставит их на подножие перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. Подножие символизирует единство молодоженов и радость от совместной жизни в супружестве. Подножие приносят в храм сами молодые. Это может быть небольшая белая скатерть, полотенце или кусок полотна. После окончания
церемонии подножие может быть оставлено на нужды церкви.
Перед тем как начать
венчание, священник спрашивает жениха и невесту о твердости их намерений вступить в брак и отсутствии обещаний вступления в брак с кем-то другим. Без взаимного согласия жениха и невесты брак не может быть освящен церковью. Затем начинается
венчание.
Священник читает краткую ектенью и 3 молитвы, в которых упоминает ветхозаветных праведников, верно и счастливо живших в супружестве. А также просит Господа даровать
венчающихся детьми и внуками, благословить их благополучием и дать им "друг к другу любовь в союзе мира".
Затем священник берет с аналоя венец, крестообразно осеняет им жениха, дает поцеловать расположенный на венце образ Христа. При этом он произносит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, Сына и Святаго Духа". Подобным образом священник благословляет и невесту, которая целует образ Богородицы на своем венце.
После этого священник трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честью
венчай их". И трижды благословляет новобрачных. Именно возложение венцов и слова священника запечатлевают таинство
церковного брака. С этого момента жених и невеста становятся для Церкви мужем и женой. Но
венчание продолжается.
После этого венцы передаются свидетелям, чтобы те держали их над головами
венчающихся. Священник читает строки из послания святого апостола Павла, в которых брак называется великой тайной. Поется молитва "Отче наш". Во время молитвы новобрачным в знак покорности следует преклонить головы под венцами.
После молитвы священник подает молодым общую чашу с красным вином, осененную крестным знаменем. Сначала муж, а затем жена отпивают по три маленьких глотка из чаши, которая является для них символом общей судьбы в радости и в горе.
Затем священник соединяет правые руки мужа и жены, покрывает их епитрахилью, а сверху кладет свою ладонь. Это символизирует, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их навеки во Христе. Не отрывая своей руки, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие.
Это означает вечное совместное шествие по жизни, которое началось в этот день для супругов, знак прочности их брака. Во время обхода аналоя священник поет специальные молитвы. Свидетели следуют за новобрачными, держа над их головами венцы, которые снимаются по окончанию обхода аналоя.
Уже без венцов священник подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют иконы Спасителя и Божьей Матери. Затем молодые целуют крест, и священник вручает им две освященные иконы (Спасителя - жениху и Богородицы - невесте). Иконы приобретаются заранее и передаются священнику до начала церемонии.
Священник торжественно объявляет жениха и невесту мужем и женой. Присутствующие в церкви на
венчании поздравляют молодых. Иногда после этого молодые прикладываются к особо почитаемым в данной церкви иконам и иконам святых, которые считаются покровителями брака и семьи.
Заканчивая обряд бракосочетания священник служит благодарственный молебен. Затем совершает отпуст, называет имена святых, которые становятся покровителями молодоженов, и возглашает многолетие новобрачным.
После
венчания может прозвучать колокольный звон, как знак всеобщей радости и торжества от соединения любящих сердец. Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.
История венчания в церкви
Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры.
Сам
обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: "обручается, вокруг ракитного куста
венчается".
С приходом христианства народное
венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем
венчания.
Венчание всегда проходило в храме.
В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать.
По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали "игристым" вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость – "свадебный генерал", который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: "Горько!".
На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой весьма рискованного содержания.
На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями и десерт.
Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали "рекомендательные" письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме, образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался цикл городской свадьбы.
В дореволюционный период венчать молодых мог только приходской священник жениха или невесты, в крайнем случае – приходской священник родителей.
Венчание прихожан из чужого прихода допускалось лишь при наличии веских оснований.
Венчание разрешалось проводить только в храмах в дневное время, в присутствии жениха и невесты, а также двух свидетелей, которые подтверждали акт венчания своими подписями в метрической книге. После этого брак имел юридическую силу.
Венчание в часовнях и молитвенных домах допускалось только в порядке исключения, с разрешения местного епископа.
Стоит оговориться, что при всех нарушениях, допущенных при
венчании, если его проводил рукоположенный священник, брак признавался действительным. После таких браков могли проводиться серьезные внутрицерковные разбирательства, за которыми следовали церковные наказания совершавших такие
венчания священников, вплоть до запрещения священнослужения и извержения из сана, но правомочность самого брака под сомнение не ставилась. Поэтому история знает немало случаев тайных
венчаний в чужих приходах без благословения родителей.
История обручение
Церковный брак, ставший после крещения Руси обязательным для князей и бояр, для простого народа установился не сразу. В конце XI века митрополит Киевский Иоанн отмечал, что народ продолжает придерживаться при заключении браков языческих традиций. Уже в XVII веке священникам предписывалось
венчать невенчанных супругов, даже если они имели детей.
В те времена перед заключением брака жених и невеста обращались к местному епископу за разрешением. Епископ выдавал указ священнику произвести проверку наличия препятствий к браку. Долгое время за выдачу "знамени", так назывался этот указ, взималась пошлина, отмененная только Екатериной II.
После этого все вопросы, связанные с заключением брака, перешли в ведение приходских священников, которые были обязаны объявить о предстоящем
бракосочетании в храме после литургии. Если от прихожан священнику не поступало сведений о каких-либо препятствиях к браку, назначался день
бракосочетания.
До начала XVIII века обручение проводилось за несколько недель до
венчания и сопровождалось договором, предусматривающим выплату неустойки в случае его расторжения. Петр I отменил этот порядок, дав возможность жениху и невесте добровольно расторгать обручение до начала венчания. В 1775 году Святейший Синод принял решения об одновременности проведения обручения и
венчания. Этот порядок действует поныне.
После обручения следовало
венчание.
Дополнительная информация про венчание в церкви
По какой причине могут не повенчать в церкви:
Установленные гражданским законодательством и церковными канонами условия заключения брака, имеют значительные различия. Поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.
Церковью запрещается и не допускается:
• Четвертый и пятый браки.
• Вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства.
• Если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.
•
Венчаться некрещеным.
•
Венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
• Между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства, то есть с троюродным братом или сестрой.
• По древней благочестивой традиции браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено Только у правящего архиерея.
• Венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
Для того чтобы венчание стало настоящим праздником, который запомнится вам на всю жизнь, необходимо заранее позаботится про его организацию.
Советы тем кто решил обвенчаться в церкви:
• Согласовать место и время совершения таинства (В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы.)
• Молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение.
• Молодоженам необходимо придти в храм, в день свадьбы, к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. (В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн.)
• Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу
венчания.
• Делать фотографии и снимать видеокамерой разрешается не во всех храмах. Уточните этот вопрос, когда будете выбирать церковь.
• Необходимы свидетели. Они будут держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещенными.
• Церковный устав запрещает
венчать несколько пар одновременно, но на практике в основном
венчают именно по несколько пар сразу. Разумеется, каждой паре хотелось бы
венчаться отдельно, но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного
венчания - 30-40 минут).
• Если вы хотите долго не ждать и
венчаться одни, то лучше это сделать в будние дни (понедельник, среда, пятница). По воскресеньям желающих намного больше.
Справочная информация про венчание в церкви
Сколько стоит венчание?
- В разных храмах поразному. Цены на обряд
венчания в церквях в Киеве варьируются в диапазоне от 100 до 300 гривен приблизительно. В некоторых храмах
венчание обойдется вам в сумму вашего добровольного пожертвования, которое "рекомендуется" в этом случае делать в размере от 100 гривен.
Обязательно ли нужно родительское благословение венчающимся?
- Наличие родительского благословения на
венчание является желательным, однако, в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать
венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - духовника хотя бы одного из супругов.
Когда лучше причащаться перед венчанием?
- Можно причащаться непосредственно в день
венчания, но в этом случае, вы должны будете прийти в церковь натощак. Поэтому, удобнее причаститься и исповедаться заранее, например, накануне.
Не откажут ли венчать молодую пару, если невеста - беременна?
- Нет, вам не откажут.
Когда нужно предоставить документы о регистрации брака в ЗАГСе?
- Свидетельство о регистрации брака можно представить в день
венчания.
Какие существуют пожелания церкви к венчальным кольцам (из какого металла могут быть кольца, разрешаются ли кольца с камнями, кольца с насечками (негладкие), могут ли кольца жениха и невесты быть разными?
- В истории Церкви традиции, связанные с
венчальными кольцами, изменялись. В настоящее время никаких строгих требований к кольцам не предъявляется.
Нужно ли отдавать священнику кольца заранее для того, чтобы их освятили?
- Обычно кольца отдают священнику непосредственно перед
венчанием.
Если мы венчаемся не в день регистрации брака, а по прошествии времени, можем ли мы носить обручальные кольца до момента венчания?
- Это зависит от того, что для вас значит государственная регистрация брака и
венчание в церкви. Если вы считаете заключение церковного брака более главным событием, то можете начинать носить кольца только после
венчания, а при регистрации брака в ЗАГСе вы имеете право не обмениваться кольцами вообще.
Нужны ли свидетели на венчании. Какие требования предъявляются свидетелям?
- Свидетели могут присутствовать по желанию вступающих в брак, однако, вас
обвенчают и без свидетелей. Единственное требование к свидетелям - они должны быть крещёные и носить нательный крест.
Невеста на венчании должна обязательно быть в фате?
- В фате - не обязательно, но обязательно с покрытой головой.
Сколько времени длится венчание?
-
Венчание длится от 40 минут до часа.
На всякий случай:
Молодые люди, идущие под венец, конечно, не задумываются о таких вещах, как расторжение брака. Им кажется, что их союз будет длиться вечно. Но это далеко не всегда получается.
Печальная статистика: более половины заключенных браков распадаются. Вот тогда-то и наступают настоящие проблемы. С гражданским браком все понятно - пошел в соответствующий официальный орган, произвел необходимую запись, и вы уже более не муж и жена, с церковным же браком дело обстоит иначе.
Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого свидетельства о разводе из ЗАГСа епархиальный архиерей снимает благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если к этому нет канонических препятствий.
При этом никто не производит никакого дознания о мотивах развода.